В период объявленных Президентом Российской Федерации нерабочих дней по-прежнему остается актуальной потребность граждан в оформлении различных документов. Многие из них должны оформляться в строго установленные российским законодательством сроки.
В частности, актуально соблюдение сроков для такой процедуры, как вступление в наследство.
Статьей 1154 Гражданского кодекса РФ и статьей 62 Основ законодательства РФ о нотариате установлено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Если данный срок пропущен – придется восстанавливать его в суде.
Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.
В связи с введением на территории Республики Башкортостан режима повышенной готовности и самоизоляции для предотвращения распространения коронавирусной инфекции, возникают вопросы, связанные со своевременной подачей нотариусу заявлений, связанных с оформлением наследственных прав, особенно если заявление необходимо подать нотариусу, который находится в другом нотариальном округе или регионе, либо контора которого не входит в перечень дежурных нотариальных контор и не осуществляет деятельность в период самоизоляции.
Методистами Нотариальной палаты подготовлены разъяснения для граждан по этому поводу.
В случае, если гражданину необходимо подать заявление, связанное с оформлением наследственных прав строго определенному нотариусу, нотариальная контора которого прекратила работу на период, объявленный нерабочим в России в связи с распространением коронавирусной инфекции, гражданин вправе обратиться в дежурную нотариальную контору.
Дежурный нотариус засвидетельствует подлинность подписи заявителя на заявлениях, связанных с принятием наследства, отказом от наследства и др. А затем, по желанию гражданина, совершит нотариальное действие по передаче заявления и (или) иных документов физических и юридических лиц другому физическому лицу – то есть тому нотариусу, у которого открыто наследственное дело, нотариальная контора которого прекратила работу на период действия ограничительных мер. Передача документов может быть осуществлена одним из двух способов: а) посредством направления заявления через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» по официальному адресу электронной почты нотариуса, указанному в ЕИС нотариата. При этом электронные документы будут подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, б) почтовым отправлением через отделения «Почта России».
По просьбе гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, нотариус может выдать свидетельство о направлении документов адресату, в том числе в случае невозможности их передачи с указанием причин невозможности их передачи, а после получения подтверждения получения адресатом переданных документов - свидетельство о передаче документов.
Выданное нотариусом такое свидетельство будет являться бесспорным подтверждением направления заявления по наследству.
Наследники могут направить документы и самостоятельно. При этом необходимо производить отправление через отделения «Почта России», учитывая, что согласно Гражданскому кодексу, письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.